Деловая речь: как правильно говорить на работе

Неуклюжая речь — одна из десяти самых опасных ошибок в общении с коллегами и партнерами. Если человек затрудняется складно выражать мысли мысли, он легко приобретает досадную репутацию невежи и простака.

Мы не возьмемся обучить вас всем тонкостям делового разговора, но охотно расскажем об основных правилах грамотного общения в бизнес-среде.

Идеальный стиль профессиональной речи

Под стилем подразумевается исторически закрепившаяся совокупность средств языка, которые применяются в тех или иных обстоятельствах. Основа делового стиля — официальная и нейтральная лексика (то есть, слова, которые не несут в себе выраженной эмоциональной окраски или имеют подчеркнуто функциональное назначение).

Употреблять на работе бранные выражения или сюсюкать — это откровенный моветон. Предлагать мочить кого-то в сортирах вправе только такой публичный человек, который умеет образцово управляться со словами и обладает несокрушимым авторитетом. Желательно также избегать профессионального просторечия в стиле «нал», «безнал», «дострой».

Однако не стоит считать, что в деловой речи неуместны никакие «живые» высказывания. Все зависит от конкретной ситуации. Злоупотреблять терминологией допустимо только в кругу узких специалистов. При выступлении на публике необходимо использовать выразительные возможности русского языка — образные определения, сравнения, противопоставления и т.п.

Подводные камни официально-делового стиля

Стремясь выражаться официально, важно не переусердствовать. Деловые люди очень часто губят интересные идеи, обрамляя их в языковые клише (хорошо узнаваемые шаблонные выражения).

Клише наподобие «изыскать возможность», «рассмотреть вопрос», «счесть уместным» и даже хороши в письменных текстах, но не в бурной дискуссии, не в презентации.

Следует с осторожностью употреблять иностранные слова. Они могут оказаться загадкой для собеседник, особенно если тот — представитель старшего поколения.

Деловая речь неохотно принимает в себя устаревшую лексику — «сего года», «вышепоименованный»,  «означенный». Такие слова придают текстам чрезмерный пафос.

Непростительные ошибки

Многие оплошности простительны, но существует ряд таких ошибок, которые могут нанести серьезный вред вашей репутации. Перечислим их. Ни в коем случае нельзя:

  • путать название должности, обращаясь к ее носителю (страшный грех назвать пожарного пожарником, а секретаря-девушку — секретаршей);
  • слишком часто игнорировать негласные табу («деньги» принято называть «средствами». вместо «начальник» лучше сказать «руководитель» и т.п.);
  • вольно обращаться на «ты» к кому бы то ни было (во всех непонятных ситуациях «выкайте», пока собеседник сам не предложит перейти на «ты»);
  • необоснованное применение слов с негативным подтекстом  (к примеру, если это допустимо, говорите не о «тратах», а о «вложениях).

Эта часть сайта посвящена карьере. Здесь публикуются вдумчивые статьи для тех, кто желает успешно продвинуться на работе!